Наше кино
Главная » Наши новости » Театр » 2016 » Октябрь » 17
120 лет чеховской "Чайке"
120 лет назад в петербургском Александринском театре впервые была представлена публике новая пьеса Чехова "Чайка". Премьера закончилась оглушительным провалом, автор покинул зал уже во время второго действия и зарёкся писать для сцены.

Антон Павлович Чехов начал работать над пьесой в Мелихове в 1895 году. "...Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви", - писал он 21 октября 1895 года Суворину, а в ноябре сообщает название пьесы - "Чайка", замечая, что она будет написана "вопреки всем правилам драматического искусства".

В пьесе нашли свое отражение судьбы людей, близких Чехову. Так, в сложной сюжетной канве "Чайки" своеобразно преломилась история неудачного покушения на самоубийство И.И. Левитана, жившего в имении А.Н. Турчаниновой на берегу озера в тверской губернии, куда был вызван Чехов. Об убитой Левитаном чайке вспоминают А.Н. Турчанинова и художница С.П. Кувшинникова. Л.С. Мизинова полагала, что в "Чайке" многое заимствовано из её жизни: Мизинова имела ввиду перипетии её романа с писателем И.Н. Потапенко, хорошо известные Чехову. Писательница Л.А. Авилова вспоминала о подаренном Чехову брелоке, где были указаны страница и строки книги Чехова – если найти эти строки, то можно прочесть: "Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её". В характере Аркадиной современники узнавали некоторые черты актрисы Л.Б. Яворской, которой одно время был увлечен Чехов.

Провал "Чайки" был для автора тяжелейшим ударом - была осмеяна и освистана пьеса, утверждавшая отказ от рутины, штампа, прокладывающая новые пути в искусстве. Однако ближайшее будущее показало, что это был провал не "Чайки", а старых, отживших свой век театральных традиций, против которых решительно выступал Чехов в своей пьесе, и, что было решающим, - самой своей пьесой, её новой поэтикой, требовавшей коренных театральных реформ. В скором времени эту реформу удалось совершить К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко, создателям Московского художественного общедоступного театра. Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Художественный театр реабилитировал чеховскую пьесу, силуэт летящей чайки стал эмблемой театра, а Чехов - его постоянным автором.

Ссылки на постановки:
Чайка (Ленинградское ТВ, 1964 г.)
Чайка (Мосфильм, 1970 г.)
Чайка (Малый драматический театр, 2001 г.)
Чайка. Настоящая оперетка (Школа современной пьесы, 2004 г.)
Чайка (Ленком, 2005 г.)
Чайка (М-Фильм, 2005 г.)
Чайка (Театр имени Моссовета, 2007 г.)

а также:
Сюжет для небольшого рассказа (Мосфильм, 1969 г.)
Успех (Мосфильм, 1984 г.)
Борис Акунин. Чайка (Школа современной пьесы, 2007 г.)


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Всего комментариев: 0

Добавить комментарий

avatar